- РУССКАЯ ПРАВДА
- – важнейший памятник русского ранне-феодального права, содержавший законы Древнерусского государства 9–12 вв. Р. п. дошла до нас в большом количестве списков (более ста). Эти списки делятся в литературе на разное число редакций. По мнению проф. С. В. Юшкова, лучше всего отражает развитие текста Р. П. деление списков на 6 редакций.
Первая редакция Р. П. (Краткая Правда) является наиболее ранней. Она состоит из двух частей: древнейшей, т. н. Правды Ярослава, и более поздней, т. н. Правды Ярославичей. Правда Ярослава сложилась в Киеве в 30-х гг. 11 в. Правда Ярославичей была составлена в Киеве во время княжения Изяслава Ярославича (1054–72 гг.). Основной источник Правды Ярославичей – княжеское законодательство. В Правде Ярославичей чётко проводятся основные принципы феодального права – права-привилегии. В целом в Краткой Правде имеются 4 пласта: нормы обычного права, постановления князя Ярослава, постановления Ярославичей и нормы, время происхождения которых не установлено. Возникновение этой редакции относится к последней четверти 11 в.
Вторая редакция Р. П., т. н. Пространная Правда, состоит из двух частей: «Устава князя Ярослава» и «Устава Владимира Мономаха», изданных в разное время, а затем механически объединённых переписчиками. «Устав князя Ярослава» представляет собой систематический сборник правовых норм, входивших в состав Правды Ярослава, Правды Ярославичей и ряда княжеских постановлений, изданных детьми и внуками князя Ярослава. Следовательно, «Устав князя Ярослава» является как бы третьим этапом в истории кодификации древнерусского права. В этом памятнике основные принципы феодального права выражаются с полной определённостью. Кровная месть окончательно отменяется. Княжеской юрисдикцией охвачена вся территория Древнерусского государства. Общинные суды перестают функционировать. Основной источник «Устава князя Ярослава» – княжеское законодательство и судебная практика. Сложился этот памятник в последней четверти 11 в. или в начале 12 в. (до 1113 г.). «Устав Владимира Мономаха» – сборник постановлений великого князя Владимира Мономаха, составленный в его княжение (1113–25 гг.) в Киеве. Многие из этих постановлений были изданы в отмену существовавшей судебной практики, а некоторые изданы в отмену прежних княжеских постановлений.
Третью редакцию Р. П. составляют списки Пространной Правды, имеющие значительные дополнения, напр., «Устав князя Ярослава о мостах», изданный новгородским князем Ярославом, который регулировал мостовую повинность новгородских жителей.
Четвёртая редакция Р. П. состоит из списков, в которых, кроме ряда дополнительных статей, имеется особое предисловие.
Пятую редакцию составляют списки, в которых Р. П. соединяется с Законом судным людем (см.).
Шестую редакцию Р. П. составляют списки, сокращённые из Пространной Правды. Её составитель не только механически сокращал постановления Пространной Правды, но и изменял их, приспосабливая нормы последней к современному ему праву Русского государства. Шестая редакция Р. П. сложилась, очевидно, в Москве в середине 15 в.
Буржуазные исследователи крайне низко расценивали уровень правового развития Древнерусского государства. Они считали, что источниками норм Р. П. являются сборники иноземного права (германские правды, византийские, римские кодексы). Советские исследователи доказали, что нормы Р. П. корнями своими уходят в «закон русский» (см.). Это – нормы русского феодального права, закреплявшие привилегии крупных землевладельцев, их собственность на землю и право на эксплуатацию крестьян. Р. П. устанавливала наивысшие наказания за убийство представителей феодальной знати и систематически ограничивала права феодально-зависимого населения Древней Руси (смердов, закупов и Др.). Выражая интересы господствующего класса, Р. П. устанавливала высокие штрафы за посягательства на собственность феодалов. В целом Р. П. помогала классу феодалов держать в узде эксплуатируемое большинство населения страны. Р. П. в первых своих редакциях явилась официальным кодексом.
Р. П. легла в основу русских правовых памятников периода феодальной раздроблённости [напр., Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота (см.)], а также явилась одним из источников кодификации права в Русском централизованном государстве. Р. П. – один из важнейших памятников праза в мировой истории. Громадное значение этого памятника заключается в том, что по нему можно установить не только основные моменты в развитии русского права, но и основные черты общественно-экономического строя Древней Руси. Большое значение Р. П. имеет и для истории русского литературного языка. Р. П. оказала большое влияние на право славянских государств. Она легла также в основу литовского законодательства (см. Литовский статут).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.